Больничная среда имеет те или иные элементы, отрицательно влияющие на здоровье, как медицинского персонала, так и пациентов. Для сохранения здоровья человек должен быть хорошо адаптирован к таким факторам риска. Пациент попадая в такую среду, ослаблен, страдает физически и психологически, как от самой болезни, так и от непривычной для него обстановки стационара. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности.
Организация работы любого стационара направлена на то, чтобы создать безопасную среду – как для своих пациентов, так и для медицинских работников.
В системе мероприятий по профилактике ВБИ ведущая роль принадлежит сестринскому персоналу, обеспечивающему антиинфекционную защиту при выполнении манипуляций в ЛПУ. Эффективность мер профилактики определяется устойчивостью мотивации выполнения стандартных мер и практическими навыками сестринского персонала, а также правильному подбору дезинфицирующих средств, которые должны отличаться широкой антимикробной активностью, щадящим действием на материалы конструкций, экономичными концентрациями, короткой экспозицией, а также безопасностью для персонала, пациентов, окружающей среды.
Безопасная больничная среда создается организацией и проведением определенных мероприятий. К таким мероприятиям относятся:
1. Режим инфекционной безопасности (дезинфекция, стерилизация, дезинсекция, дератизация) осуществляется в целях профилактики ВБИ.
2. Мероприятия, обеспечивающие личную гигиену пациента и медицинского персонала. Личная гигиена пациента включает уход за кожей, естественными складками, уход за слизистыми оболочками, своевременная смена нательного и пастельного белья, профилактика пролежней и обеспечение судном и мочеприемником. Личная гигиена медицинского персонала включает использование соответствующей специальной одежды, сменной обуви, поддержание чистоты рук и тела. Эти мероприятия проводятся в целях профилактики ВБИ.
3. Лечебно охранительный режим (обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента, строгое соблюдение правил внутрибольничного
распорядка и выполнения манипуляций, обеспечение режима рациональной двигательной активности).
Вопрос уборки помещений в ЛПУ, на первый взгляд прозаический, таит в себе немало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды. В помещениях ЛПУ любого профиля два
раза в день проводится влажная уборка и 1 раз в неделю генеральная с применением дезинфицирующих средств.
Процедурный кабинет входит в состав лечебных отделений. В нем работает процедурная медсестра, производит различные диагностические и лечебные манипуляции, подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции. К санитарно-эпидемиологическому режиму процедурного кабинета предъявляются особые требования, так как многие манипуляции носят инвазивный характер, то есть связаны с проникновением микробной флоры в организм пациента и медработника. Проводят регулярное обеззараживание воздуха в процедурном кабинете с помощью обеззараживающего оборудования, используется специальный промаркированный уборочный инвентарь. Для проведения уборки процедурная медсестра переодевается в другой халат и шапочку.